THE BUKHARIAN TIMES

Приглашение к разговору

Дорогие читатели, мне бы хотелось привлечь Вас к разговору о традициях горских евреев. Кавказские народы славились всегда своими традициями, которые имеют вековую историю. Много чего менялось и упрощалось, но нерушимым осталось правило гостеприимства – одна из прекрасных традиций.

Я помню, как мне рассказывали о моей бабушке по имени Рута, которая свой день начинала с обхода родных. У неё была потребность узнать, как себя чувствуют её родные. Она не предупреждала, что придет. Приходила, узнавала, как обстоит жизнь в семье, нужна ли им её помощь и шла в другой дом. Моя мама в свой выходной день обязательно шла к родителям, к сестрам. Если её помощь требовалась, помогала и уходила. Она не ждала, чтобы её звали. Я, в свою очередь, брала своих детей и тоже, в свой выходной день, посещала родных. Дома были открыты.
Давайте рассмотрим эту традицию с исторической точки зрения. Гостеприимство – одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации. Человеку как биологическому существу было всегда непросто выживать на планете Земля: чтобы жить, он, как справедливо утверждается в русской поговорке, должен «уметь вертеться».
Для того, чтобы выжить в разомкнутом мире, человеку необходимо стать «своим среди чужих», то есть быть допущенным к временному пребыванию в этом подпространстве теми, для которого оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию такого же отношения к себе, когда они окажутся на вашей территории. Это и есть не что иное, как гостеприимство. Работая с архивными документами 19 века, я нашла газету «Новое обозрение», которая выходила в Тифлисе с 1884-го по 1905 г. Меня заинтересовала статья А.Т. Васильева (1889, n. 1752, 19 января):
«Из обычаев горских евреев заслуживает внимание обычай гостеприимства. Странник, зашедший в саклю еврея, почитается лицом неприкосновенным. Первый долг хозяина семьи позаботиться о спокойствии гостя и накормить его, если он голоден. Сакли горских евреев невелики, одноэтажны, крыши плоски со скатом для стока дождевой воды, и только у немногих имеются дома с черепичными или железными крышами. У всех над саклями сделаны навесы.
Если вы зайдете в саклю горского еврея, увидите удивительную смесь роскоши с нищетой. Внутреннее расположение саклей таково: они делятся на две или три комнаты. Одна из комнат, которая убрана лучше и чище других, называется кунацкою. В ней всегда царит полумрак, потому что ставни отворяются только во время пребывания гостей. Хозяин бережёт эту комнату, сам редко в неё входит, заботиться о её чистоте – в кунацкой вся его гордость, всё его богатство».
Так было в 19 веке. Кабардинцы, беседуя со мной, сообщали, что часто в их сёла приходили или приезжали горские евреи. Они занимались меновой торговлей. Меняли мелкие промышленные товары на продукты питания. Их всегда хорошо принимали.
До революции и в первые годы 20 века базар был в Нальчике, он действовал по воскресным дням. Кабардинцы и балкарцы приезжали в Нальчик, стучали в дома совершенно незнакомых горских евреев, останавливались у них на ночь. Они знали, что евреи не употребляют свинину. Их это устраивало, и их с радостью принимали. Традиция гостеприимства была в действии. Как не вспомнить семьи кабардинцев, которые прятали у себя в домах горских евреев, спасая их во время фашистской оккупации от расстрела!


В конце 20 века ситуация на Кавказе сложилась таким образом, что многие горские евреи покинули родные края. Сегодня горские евреи живут в городах Израиля, США, Германии, Канады, в Пекине. Что же происходит с нами, с нашей традицией гостеприимства?
Я прекрасно помню беседу с Людмилой Авшалумовой, которая была удивлена, когда ей предоставили прекрасную, хорошо обставленную комнату, но в бейсменте, т. е. в полуподвальном помещении. Здесь, в США, это помещение отводится для гостей. Я была в гостях в Израиле, в городе Сдерот. И мне, как дорогому гостю, отвели комнату-бомбоубежище, надежнее всех других защищающую от ракет, которые летят из Газы.
Сегодня уже нельзя прийти в гости, не позвонив, не согласовав свой визит с хозяевами, даже если они не работают. Это другой образ жизни, другая ментальность. Да и ходят в гости редко. Наверно, урбанизация дает о себе знать.
Кстати, в Америке последнее время стали учить менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства на университетском уровне. Актуальной является известная книга Джона Уокера «Введение в гостеприимство».
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний об истории гостеприимства с учётом мирового опыта, национальных и культурных традиций народов России, современных достижений мировой науки в организации приема гостей из других стран и регионов в условиях огромного интереса в мире к развитию туризма и индустрии гостеприимства.
При изучении этой дисциплины формируются знания в области истории приема гостей, паломников и туристов на протяжении последних двух тысячелетий и на современном этапе. А как иначе нам не потерять то ценное, что нам оставило наше старшее поколение?

Светлана Данилова