THE BUKHARIAN TIMES

Этим поэтическим строкам почти столетие. Они принадлежат перу Мотла Ароновича Шейнкмана, которого мы знаем, как Михаила Светлова, известного поэта, чье стихотворение «Маленький барабанщик» знакомо тем, кто вырос на джазе. Вспомнилось оно мне и 1 мая 2024 года на концерте Йогева Шетрита – фантастического барабанщика, маэстро из Израиля, участника VIII Международного Фестиваля Джаза -2024. Его организовали Фонд развития культуры и искусства, представительство ЮНЕСКО в Ташкенте, посольства ряда европейских стран, аккредитованных в Узбекистане.
В программе фестиваля, который прошел с 26 апреля по 12 мая, приняли участие 15 известных коллективов из разных стран. Зрители каждый вечер собирались у открытой эстрады Дворца Международных форумов «Узбекистан», который находится в центре Ташкента, напротив исторического здания Узбекского радио, где в годы второй мировой войны работали в эвакуации многие известные деятели культуры и искусства: А. Райкин, К. Чуковский, Л. Утесов, К. Шульженко, Н. Богословский.


Любителям джаза запомнилось колоритное выступление узбекской группы Jazzirama. Ее участники черпают вдохновение из сокровищниц национальной музыки, синтезируя традиции с классическим и современным джазом. Музыканты обращаются к центральноазиатским культурным корням в атмосфере свободы джазовой импровизации.
Создана группа в 2011 году саксофонистом Саидмуратом Муратовым и его другом, пианистом Санжаром Нафиковым. Они поставили перед собой цель создать новый стиль, узбекский «этно-джаз».
До 2013 года они выступали под названиями «Евразия», «Квартет С.М». Но затем было принято решение переименовать группу. Ее нынешнее имя Jazzirama в переводе с узбекского означает «зной, пекло». Это состояние близко музыкантам, исполняющим импровизацию. Их творческие идеи тесно связаны с этно-джазом, но внутри этого стиля они постоянно экспериментируют с разным звучанием.


Для них джаз – это образ жизни, внутренняя свобода, которую выражают через музыку.
Я встретилась с руководителем группы, саксофонистом Саидмуратом Муратовым, участником и лауреатом многих международных фестивалей. Говорили о концертах, об истории узбекского джаза, а потом перешли к выступлению Йогева Шетрита из Израиля. Вот что сказал Муратов:
«Первая наша встреча с Йогевом Шетритом состоялась в 2016 году на джазовом фестивале в Ташкенте. Гости – их было четверо – прилетели утром, Им дали отдохнуть, а затем началась подготовка первого концерта в Ташкенте, в театре Ильхом. Мне представилась возможность открыть концерт, приветствовать публику. Был в группе Йогева Шетрита и Амир Алаев, музыкант из Бухары. Он играет на узбекском музыкальном инструменте конуне. Мне посчастливилось сыграть вместе с ними известный вальс из фильма «Об этом говорит вся махалля» режиссера Шухрата Аббасова, музыка Манаса Левиева. Эта встреча и стала началом нашей творческой дружбы, сотрудничества. Но пандемия сбила все планы…».
2020 год… Именно культура и искусство являются активными компонентами в двустороннем сотрудничестве Израиля и Узбекистана. Посольство Израиля представляет проект «Израиль – Узбекистан: культура ONLINE». Были подготовлены совместные выступления израильских и узбекских музыкантов, актеров, представлены и отрывки из пьес авторов Израиля.
Саидмурат Муратов продолжает свой рассказ;
«Открывали премьерой джазовой композиции «Узбекистан», написанной Йогевом Шетритом после совместного зажигательного концерта в Ташкенте в 2018 году, в исполнении самого Йогева и нашей группы Jazzirama. Мы ее вместе с маэстро записали, находясь за сотни километров друг от друга. Надо было видеть, с каким огромным энтузиазмом принимали нас любители джаза. Так ярко заявил о себе в Узбекистане Йогев, как композитор и музыкант.


Позже, в 2022 году, мы встретились с коллективом в Бишкеке на Международном джазовом фестивале, где, скооперировавшись, создали уникальный киргизско-узбекско-израильский состав: ударные – Йогев Шетрит, на бас-гитаре киргизский коллега, гитара – Андрей Галоян из Ташкента, саксофон, соответственно, я. Таким квартетом мы и выступили на фестивале, и привели в восторг многочисленных зрителей»
Весна 2024 года…
Все в ожидании, когда известный барабанщик и композитор исполнит произведения собственного сочинения, композиции, элегантно сочетающие в себе традиционную североафриканскую музыку Гнава, андалузские мелодии из его марокканского еврейского наследия, а также современный джаз и музыку леванта. Это помогает музыканту с блеском выступать в более чем тридцати странах, на крупнейших международных фестивалях и площадках по всему миру.
Слово Йогеву Шетриту:
«Впервые я увидел барабан лет в десять. Родители купили его для брата, который уже умел играть на нем. Это было нечто фантастическое, невообразимое! Мы играли вместе, если честно, нелегко играть дома на барабанах, когда за стеной – соседи! Но я не сдавался! Мне очень нравилось быть барабанщиком.
Меня часто спрашивают, джаз – музыка для избранных?
На что отвечаю отрицательно, ибо джаз — это музыка для всех, для каждого. Был у меня приятель, любитель мейнстрима, решил пригласить его на свой концерт, он ответил, что не поклонник джаза, но я все же дал ему два пригласительных билета. После концерта ответ был его лаконичен: «Это – джаз? Это что-то нереально крутое!».
Так что, если вы любите музыку, то нет никаких ограничений».


Мастер-класс в школе им. В. Успенского

Мне запомнилась фраза, которая характеризует Йогева Шетрита, как профессионала высшего класса: «Я налаживаю связи между культурами, между людьми, посвящаю музыку тем, кого люблю».
Это он доказал и на встрече с учащимися и педагогами Республиканской специализированной музыкальной школы им. В. Успенского, где в большом зале прошел мастер-класс маэстро.
Все завороженно устремили свой взгляд на ударную установку, наблюдая, как гость выбирал тарелки, сам их бережно закреплял.
Прошло немного времени, и началось то, что дети и взрослые запомнят на всю жизнь, особенно те юные музыканты, кто выбрал своей специальностью ударные инструменты и класс композиции.
Они сразу в Йогеве Шетрите почувствовали не только серьезного музыканта, но и педагога, наставника.
«Мне нравится работать с абсолютно всеми, делиться своими знаниями и музыкой. Не обязательно всем нужно быть барабанщиками или музыкантами, конечно, главное, любить музыку в любых её проявлениях, – говорит он. – Моя группа создана в 2015-м, за 4 года успел выпустить альбом, параллельно постоянные выступления в Европе и Америке, все произведения писал сам, мелодии мои – смесь Северной Африки, Андалузии, современного джаза и еврейской национальной музыки, но один из любимых приёмов – полиритмия, когда я создаю какой-то ритм одной рукой, и в это же время отбиваю другой ритм второй рукой, в итоге – двухуровневая композиция. Люблю использовать этот приём, как и многие музыканты нашего времени».
Педагоги класса «ударные инструменты», работающие не один десяток лет в этой прекрасной школе с талантливыми детьми, многие из которых закончили консерваторию, стали призерами и победителями различных конкурсов республиканского и международного масштаба, прославили Узбекистан, были рады встрече с Йогевом Шетритом, высказали слова благодарности и восхищения от увиденного и услышанного. Особенно порадовал фрагмент, когда маэстро доверил учащемуся сыграть на его ударных инструментах и позже сам аплодировал ему, не скрывая своего восхищения.


«Йогев Шетрит – уникальный неповторимый музыкант, композитор, полностью овладевший канонами джазового искусства, овладевший всеми, что есть в мире, ударными инструментами, от дойры, инструментов Ближнего Востока до бразильских и кубинских барабанов, – подытожил наш разговор его коллега Саидмурат Муратов. – Уникальность, неповторимость еще в том, что он совмещает западную культуру джаза, рока, авангарда с музыкой Среднего Востока, израильской, арабской музыкой. Профессионал высшего класса. Этому подтверждение– его регулярные гастроли по миру. Я хотел бы учащимся знаменитой школы и всем, кто хочет посвятить себя музыке, независимо от того, какой инструмент для него главный – барабан, гитара, саксофон, народные, понять одно: надо хорошо учиться, воспитывать терпение, целеустремленность, не останавливаться на достигнутом, искать и чувствовать вдохновенье, чтобы был стимул этим заниматься. Главное, учиться у всех, как говорят в народе, но не подражать никому, искать свой стиль, искать свое лицо, свой почерк неповторимый. Йогев Шетрит – уникальная личность, музыкант, имеющий свой стиль почерк, Мне приходилось работать со многими прославленными музыкантами в Узбекистане, в России, в США: В частности, я стажировался в школе музыки, театра и танца департамента современного джаза и импровизации Мичиганского университета.


В беседе с Рафаэлем Некталовым, известным музыковедом и публицистом, я сказал, что мы вместе с Шетритом могли бы создать уникальную программу, в которой бы сочетались узбекские, бухарскоеврейские, ашкеназские, марокканские и другие культуры, чтобы разнообразить нашу этнокультуру джазом. И такой опыт с ним у нас есть, когда мы сыграли бессмертный вальс Левиева. Возможно мы создадим нечто новое».
«Я – музыкант, музыка делает меня свободным, по всему миру встречаю людей, которые любят музыку, таких людей, как вы и я. И именно барабан, удивительный инструмент, помог мне побывать в полусотне стран мира и исполнить мои детские мечты», – эти слова Йогева Шетрита звучат, как напутствие тем, кто выбирает жизненный путь в верном служении музыке и тем, кто ее слушает, понимает и принимает, как нечто самое необходимое для каждого из нас, живущих на земле.

Флора ФАХРУТДИН. Фото из архива автора.