![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/iran-azer-meeting_0-1024x531.jpeg)
В иранском Белуджистане жива память о так называемой «Кровавой пятнице». Годовщина этого события сопровождалась массовыми преследованиями протестующих, арестами и пытками задержанных в Захедане. Два года назад режим в Иране расстрелял более ста протестующих. Независимые расследования до сих пор так и не проведены, а виновные в уничтожении невинных людей не понесли никакого наказания.
Протесты, подобные тем, что происходили в Захедане, показывают, насколько режим в Иране, заявляющий миру о своем религиозном миролюбии и толерантности, на самом деле проводит политику дискриминации против своих национальных меньшинств. И если она будет продолжаться в том же духе, то кровавые инциденты в Захедане могут повториться уже в других частях Ирана – страны, где дискриминация носит системный характер.
Под маской братства
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/58a13146-acb8-35e6-9957-5189b1686ebc_850.jpg)
В мире много народов, испытывающих давление со стороны своего правительства и оказавшихся объектами дискриминационной политики. На Ближнем Востоке, как известно, живут курды, которые несколько десятилетий пытаются обрести право на свою собственную страну. На этой почве у них возникает много неприятностей с режимами Турции, Ирака и Ирана.
Есть в Иране еще и азербайджанцы, которые тоже могут скоро выступить с требованиями и обратить внимание мировой общественности на свое бедственное положение. В этом случае ни одна влиятельная держава, вносящая вклад в глобальную безопасность, не сможет отвернуться от этой проблемы.
В Иране проживает около 40 миллионов этнических азербайджанцев. В истории их отношений с государством есть и позитивные, и негативные аспекты.
Иранские азербайджанцы начали выражать свое недовольство еще во времена правления последнего шаха Ирана – Мухаммеда Реза Пехлеви. При нем было несколько случаев, когда представители этой этнической группы выходили на протесты или поднимали бунты. Так например, в 1959 году вспыхнуло восстание азербайджанцев, подавленное армией. Его участники были недовольны растущим в стране национализмом, который активно поддерживали правители Ирана. Они подчеркивали, что их власть уходит корнями вглубь истории к Ахеменидскому периоду.
В свое время сталинское руководство в СССР пыталось использовать курдские и азербайджанские этнические группы в своих интересах и даже создать государство, независимое от Тегерана. С тех пор азербайджанцы внутри Ирана рассматриваются, как потенциальная сила, которая может, так же, как и курды в регионе, претендовать на свою государственность.
Исламская революция в Иране принесла новые веяния.
Во-первых, она была антинационалистической и отвергала любые политические заигрывания с «иранским национализмом». Для Хомейни главной целью его амбиций становились все мусульмане Ближнего Востока, а не только сами иранцы.
Во-вторых, присутствие в близком круге Хомейни некоторых представителей этнических азербайджанцев создавали иллюзию того, что иранцы и азербайджанцы могут быть на равных и идти в рука об руку в делах по управлению страной.
Однако на деле все же существует иранский национализм, шовинистическое отношение к этническим и религиозным меньшинствам, как по клерикальным мотивам, так и просто из высокомерия.
Нынешние иранские правители претендуют на региональное лидерство и представляют Иран, как уже состоявшуюся региональную супердержаву. Власти страны пытаются подать себя как силу, которая не имеет колониальной и расисткой основы в своей истории и политике. К тому же, сторонники исламского режима, а также определенная часть экспертного и медийного сообщества склонны к преуменьшению бедственного положения иранских азербайджанцев. Часто указывают на то, что в силовых и других государственных ведомствах Ирана есть несколько представителей этого этноса.
Более того, сам аятолла Хаменеи несколько раз устраивал публичные пиар-мероприятия, чтобы показать, что он расположен благосклонно к азербайджанцам Ирана, и призывал к тому, чтобы дети азербайджанцев продолжали изучать свой язык.
Однако на деле это всего лишь риторика официальных властей. Реальность выглядит иначе.
Подоплека недовольства
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/1_ADhhMPvojTWtUSmhuNZS5A@2x-1024x576.jpg)
Какие же факторы являются катализаторами протестного движения азербайджанцев Ирана, разочаровшихся в своем правительстве?
Не в последнюю очередь климатические изменения и плохой менеджмент, особенно в том, что касается адекватного использования водных ресурсов.
Иран уже несколько лет является страной, где водный кризис остро ощущается почти во всех регионах. Время от времени жители Хузестана, Хорасана, Систана и Белуджистана выходили на протесты в связи с последствиями продолжительной засухи. Если восточные провинции Ирана (Хорасан, Систан и Белуджистан) страдают из-за проблем с афганским руководством по поводу распределения реки Гильменд, то в Иранском Азербайджане кризис является главным образом результатом нерационального использования водных ресурсов на амбициозные индустриальные проекты в интересах репрессивного аппарата КСИР и муллократии.
Иран подвержен климатическим изменениям из-за волюнтаристской привычки изменять русла рек ради индустриальных объектов, в том числе заводов военного назначения и ядерной программы.
К тому же, регион Иранского Азербайджана страдает из-за частых наводнений и землетрясений. Уже было несколько случаев, когда власти Ирана оказывали гуманитарную помощь слишком поздно и доставляли её в безлюдное поле, где процесс распределения не был налажен. Такое происходило не раз. В апреле нынешнего года ситуация вновь повторилась, власти действовали так же, как и прежде.
Более того, иранское руководство тратит нереально огромные ресурсы на свои внешнеполитические цели, и это в ситуации, когда в Иранском Азербайджане и других провинциях социальная и экономическая обстановка ухудшается.
Новые вызовы
Безусловно, было бы несправедливо видеть проблемы иранских азербайджанцев только через призму сепаратизма. Ситуация требует более глубокого анализа. Нужно прислушаться к голосам тех, кто поднимает проблему этнических меньшинств Ирана.
За официальной благополучной картиной «добрых отношений» между различными этносами в реальности можно увидеть этнический шовинизм, двойные стандарты и ограничения базовых прав, вплоть до права на жизнь и адекватную гуманитарную помощь. Пока этой темой занимаются представители гражданского общества и эксперты, следовало бы выслушивать их оценки, хотя их могут заранее обвинить, как обычно, в играх в пользу иностранных держав.
Защитники иранского официоза спасение видят в Шанхайской организации сотрудничества. То, что Иран вступил в нее, якобы направлено на выход из международной изоляции. На самом деле, ШОС – это союз режимов, которые направлены, как объявляет сама организация, «на противодействие угрозам терроризма и сепаратизма».
Для иранского руководства легче всего списать положение этнических меньшинств внутри Ирана на сепаратизм. Но проблема гораздо глубже. И не надо забывать, что страдающие от дискриминации народы могут пойти по радикальному пути для защиты своих прав.
Рафаэль Саттаров