В № 1170 газеты The Bukharian Times от 17 июля 2024 года, в рубрике «Память» я прочитала статью Иосифа Бадалова об его зяте Александре Михайловиче – Шумеле Мошеевиче Юшуваеве. Это заставило меня также взяться за перо и поделиться с читателями своими воспоминаниями.
В годы моей молодости, которые пришлись на хрущевскую оттепель, я близко познакомилась и узнала Шумеля, или, как мы его называли, Шурика Юшуваева. Светлая ему память!
С его супругой, Розой Бадаловой, я много лет училась в одном классе. Мы были близкими подругами. Знала Иосифа Бадалова и их родителей.
Самая лучшая пора нашей юности, как справедливо пишет Иосиф Бадалов, пришлась на очень трудное время в Советском Союзе. Но я бы сказала так: мы все – из тяжёлого детства и прекрасной юности. Пережили всё…

Наши родители сумели вложить в нас много: дали нам хорошее воспитание, образование. Научили нас всему доброму. Мы знали наизусть стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
В наших школах было много хороших учителей.
Мы сами неплохо учились и стремились к знаниям, прежде всего.
«Как молоды мы были,
Как весело дружили,
Как искренне любили,
Как верили в себя».

Я думаю, что о Шурике нельзя говорить «несчастливая юность». Это была, я считаю, самая прекрасная пора нашей молодости – студенческие годы.
Все повзрослели, разъехались кто куда, создали свои семьи. Все достигли самых больших высот в своих профессиях. Все ребята, как и наш покойный Шумель, были сильные духом, стали востребованными в своей области. Все были целеустремлёнными. Все – это: Александр Михайлович Юшуваев, Рафаил Уриэлович Рубинов, Аркадий Рафаилович Якубов, Аркадий Израилович Якубов, Матвей Моисеевич Эльнатанов, Моше Хаимович Исхаков, Ефим Нисанович Фатахов. Правда, Фатахов учился в Москве, в Институте цветных металлов.
Мы все родом из города Самарканда, учились в школе № 25, а с 8-го класса – в школе № 21. Нас было много девочек и мальчиков – бухарских евреев. Мы были выпускниками русскоязычной школы.

В 1954 году, после выпускного вечера я поехала поступать в Ташкентский политехнический институт. Я прошла по конкурсу на строительный факультет по специальности «Гидротехническое строительство с правом общестроительных работ».
В те годы многие выпускники школы № 25 учились в нашем институте на разных факультетах, а также в Ирригационном институте водного хозяйства.
Помню Яшу Кандхорова. Рафик, Мотик, Шурик, Моше – все опекали меня, подсказывали, учили меня многому.
Среди всех я была одна молодая девушка, бухарская еврейка, которая ко всем относилась, как к старшим братьям.
Вместе часто встречались в студенческих столовых, иногда расплачивались друг за друга. Особенно перед получением стипендии. Не всегда хватало денег до конца месяца. Они все помогали друг другу в учёбе. Я благодарна им за такое братство, такое не забывается!
Жили в общежитии, многие ребята были иногородние.

Со мной в группе учились девушки и парни из других городов Узбекистана. Часто вместе проводили свой досуг. Сложилась большая компания. Помню, как Рафик Рубинов познакомил меня с Аркадием Рафаиловичем Якубовым, тогда ещё студентом восточного факультета Среднеазиатского государственного университета. Там же училась Рена Елизарова, выпускница школы № 21 города Самарканда. Она была одной из лучших учениц и окончила школу с золотой медалью.
Аркадий Рафаилович был самым эрудированным, умным и весёлым, словом, душой компании. Ко всему прочему, он был прекрасным певцом. Мы любили слушать в его исполнении песни из индийских кинофильмов «Бродяга», «Господин 420».
Он познакомил меня со своими родителями, братьями и сестрой.
Эта семья отличалась от других бухарскоеврейских семей Ташкента своей интеллигентностью, высокой культурой общения, доброжелательностью. Я ещё застала его дедушку по материнской линии.

Дети очень образованные: Изя (Иса) и Иосиф, сестра, самая младшая – Аллочка.
Ребята тоже получили высшее образование в Политехническом институте.
Иса Рафаилович окончил мехфак института. Он был заядлым театралом. Помню, он выступал в театральном клубе нашего института. В дальнейшем сменил свою профессию, стал выступать в Театре кукол, был главным режиссёром театра, но это уже другая, очень известная история.
Иосиф Рафаилович тоже окончил три курса механического факультета института позже меня. Потом он перешёл на самолётостроительный факультет. Его оставили там на кафедре преподавателем.
Иосиф защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Стал заведующим кафедрой, профессором.
Вот такая семья. Можно только гордиться ими.
Алла Рафаиловна училась в музыкальном училище, стала преподавателем. Хорошо играла на фортепиано.
Рена Елизарова в университете изучала индийскую филологию. Кандидат филологических наук. Работала переводчицей в индийской редакции Ташкентского радио. После защиты в Москве кандидатской диссертации 10 лет заведовала кафедрой русской зарубежной литературы. Работала в Самаркандском педагогическом институте им. С. Айни.
Родители Аркадия принимали нас у себя дома.
Мы часто отмечали все наши праздники. Всей гурьбой устраивали походы в кино, театры им. А. Навои и им. Горького, парки, организовывали всякие домашние посиделки, разумеется, во время, свободное от учёбы.

Я несколько лет работала в Ташкенте, в Проектном институте цветных металлов. А Ефим Нисанович Фатахов – в отделе научно-исследовательской лаборатории, но уже в должности профессора. Слава Б-гу, он живёт в Нью-Йорке в полном здравии, здесь же написал несколько книг о бухарскоеврейских строителях, инженерах.
Дорогие Роза, Иосиф Бадаловы и ваши семьи!
Случилось то, что случилось. Жизнь наша продолжается. Дорогие, крепитесь! Желаю вам и вашим семьям здоровья и благополучия, чистого неба над нашими головами.
Пусть Шумель станет ангелом-хранителем ваших детей и внуков. Желаю вам всем видеть только радостные дни своих детей, внуков на долгие, долгие годы.
Я вам всем желаю добра!
Вечная светлая память всем ушедшим друзьям. Долгой и здоровой жизни ныне здравствующим! Берегите себя и своих близких!

Виктория Исхакова, Нью-Йорк