![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/1-1.jpg)
С 18 по 25 июля Рафаэль Некталов, главный редактор газеты The Bukharian Times, координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, находился в Германии. Он посетил Лейпциг и Дюссельдорф.
Лев Борщевский взял у него интервью.
– Рафаэль Борисович, Вы недавно находились в Испании, вернулись в Нью-Йорк, а затем сразу отправились в Германию. С чем связана ваша поездка?
– Устоз Эзро Малаков, наш наставник, педагог и музыкальный просветитель, попросил меня связаться с проживающей в Лейпциге семьей выдающегося музыканта-виртуоза, истинного знатока Бухарского Шашмакома Ари Бабаханова, чтобы познакомиться с его архивом, фонотекой и привезти архивные материалы для изучения и публикации.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Левича Бабаханова. 125 лет назад родился его сын Моше, а его внуку, Ари Бабаханову, 90 лет.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-10.42.23_4358638d-1024x478.jpg)
В связи с этими датами появился проект, посвященный изучению наследия династии макомистов Бабахановых. В этой работе приняли участие президент Конгресса бухарских евреев США и Канады Борис Кандов, президент Фонда им. Ицхака Мавашева – Институт по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре Давид Мавашев, известный певец, композитор, поэт и музыкальный просветитель, шоумен, большой патриот бухарскоеврейской культуры Юхан Биняминов, главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев, молодой исследователь истории и культуры бухарских евреев Эли Тахалов.
– Вы встречались с Ари Бабахановым ранее?
– Да, это было еще до эмиграции в Америку, а позже, в 2010 году, вместе с поэтессой Басей Малаевой, мы организовали в зале Еврейского музея Вены «Маллаевские чтения», на которые он был приглашён в качестве друга и коллеги Ильяса Маллаева. И тогда, слушая его виртуозное исполнение на кашгарском рубабе, я восхищался его техникой и высочайшей музыкальностью. Не у всех это совпадает.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-10.45.07_55f781c9-1024x711.jpg)
Ари Бабаханов родился в 1934 году в семье потомственных бухарскоеврейских певцов и музыкантов. Его дед – знаменитый Леви Бабаханов (1974-1926) был певцом при дворе последнего бухарского эмира Алим-хана. Отец, Моше Бабаханов (1909-1983) – талантливый певец, инструменталист, музыкальный деятель советской Бухары, что не могло не отразиться на музыкальном воспитании и развитии А. Бабаханова. Я был также знаком с его братом, моим коллегой, музыковедом Борисом Бабахановым (1940-1985), автором уникального исследования, посвященного творчеству Левича Хофиза Бабаханова.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-16.12.29_d8ceb7f6-645x1024.jpg)
– Какое впечатление произвела на вас личная встреча с Ари Мошеевичем Бабахановым?
– Колоссальное! Он совсем не выглядел так, словно ему 90! Ари Бабаханов – волевой, харизматичный, пользующийся компьютерами, практикующий музыкант. Он в курсе всех музыкальных событий, которые происходят в мире Бухарского шашмакома, следит за новыми записями певцов и музыкантов. Дает уроки на расстоянии, консультирует многих специалистов, которые постоянно обращаются к нему из Таджикистана, Узбекистана, США, Германии, Израиля.
Он мне чем-то напомнил самого Эзро Малакова, а также Арона Аронова и Роберта Пинхасова, которые, невзирая на свои годы, активно занимаются творческой деятельностью.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-16.16.14_ee38701e.jpg)
После общения с Ари Бабахановым, я открыл для себя заново гениального, многогранного музыканта, большого, истинного знатока Бухарского Шашмакома, который способен подтвердить, аргументировать каждое свое суждение теорией и практикой макомата! Ведь в отличие от своих именитых предшественников – Левича и Моше Бабахановых, Ари-ака закончил Ташкентскую консерваторию в 1959 году и умеет записывать и анализировать музыкальную форму макомов, поражая своими тонкими, важными, концептуальными наблюдениями практикующего макомиста. Прибавим ко всему этому, что он и композитор, автор песен, инструментальных произведений, которые по сей день исполняются в Узбекистане.
Одним словом, Ари Мошеевич заставил меня заново пересмотреть мои взгляды на многие положения, связанные с историей музыки, традиционным исполнительством, записями Бухарского Шашмакома, его личным прочтением, интерпретацией, критическим анализом музыкальных текстов, записанных в течение ста лет выдавшимися исследователями народной музыки Успенским, Шахобовым, Бабакуловым, Раджаби.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-10.42.20_706e6f0c-478x1024.jpg)
Я об этом напишу специальную статью и опубликую ее в одном из ближайших номеров нашей газеты.
– Чем занимается Ари Бабаханов в Лейпциге?
– С приездом в Германию музыкант продолжил свою деятельность по сохранению и изучению Бухарского Шашмакома. С 2002-го года он стал сотрудничать с доктором музыковедения Ангеликой Юнг из Веймара, которая хороша знакома нашим читателям по своим исследованиям в области Шашмакома. Она бывала в Нью-Йорке, близко знакома с нашими певцами и музыкантами. В 2010-ом году она выступила издателем книги Ари Бабаханова «Бухарский Шашмаком», в которой изложена полная версия цикла.
![](https://www.bukhariantimes.org/wp-content/uploads/2024/07/WhatsApp-Image-2024-07-24-at-11.41.05_e7b01aaa-717x1024.jpg)
Ари Бабаханов вместе со своей дочерью Сусанной Бабахановой, педагогом Лейпцигской государственной музыкальной школы (там обучается несколько тысяч юных пианистов!) участвуют во многих концертах, которые проводятся как в Лейпциге, так и за его пределами. Бабаханов исполняет на этих концертах не только макомную музыку, но и произведения европейских и советских композиторов, в частности особым успехом пользуется «Танец с саблями» А. Хачатуряна.
– Чем закончилась ваша встреча с Ари Мошеевичем?
– Мы с ним обсудили возможность публикации его исследований в Америке, проведения его мастер-классов во время «Недели культуры и искусства бухарских евреев Америки». Он мне дал некоторые рукописи Левича Бабаханова, написанные им на бухарскоеврейском языке, которые я передам для описания и исследования раввину Баруху Бабаеву и Давиду Мавашеву. Также есть смысл опубликовать в Америке дипломную работу Бориса Бабаханова. Но самое главное – нужно раскрыть, изучить, осмыслить вопросы, связанные с участием бухарских евреев в музыкальной культуре народов Средней Азии не только как ярких и неповторимых исполнителей, но и как создателей музыки. Я намерен издать все музыкальные сочинения Ари Бабаханова – песни, инструментальные произведения. А также написать брошюру «Беседы с Ари Бабахановым», чтобы от его лица поведать историю развития нашей музыкальной культуры.
Я хочу выразить большую благодарность Давиду Мавашеву, Юхану Биняминову за поддержку моего визита в Лейпциг, который был так важен мне, как музыковеду, и позволит рассказать о деятельности гениального музыканта, композитора, музыковеда, исследователя Бухарского Шашмакома Ари Мошеевича Бабаханова.
- Спасибо! Ждем вашим статей!