
Праздничная атмосфера прошедшего шабата, и восьмая свеча Хануки, и сам день, называемый “зот Ханука” (“это – Ханука”), и последний день праздника, в который читают фрагмент из Торы, начинающийся словами “это – освящение жертвенника…”, и наступивший Рош Ходеш месяца тевет – все это настраивает особым образом.


Мне посчастливилось провести завершение Хануки в доме лидера еврейской общины Бухары Рафаэля Эльнатанова – гостеприимного, деликатного, порядочного человека, который является потомком великого раввина – Мулло Ицхака Замбури.
Он живет в своем потомственном доме, молится в синагоге своего прапрадеда, что накладывает особый отпечаток на его жизнь в родном городе, в котором осталось не так уж много его соплеменников. Но они есть!

– Это меня ко многому обязывает, – подчеркивает он. – Ведь надо сохранить эту величественную синагогу, воспитывать детей в еврейском духе, поддерживать общину, налаживать контакты с Израилем через Общество дружбы “Узбекистан – Израиль”, а также активно участвовать в общественной жизни города.
Как всегда, празднично накрыт стол.

– Сегодня восьмой день Хануки, и весьма символично, что эту свечу зажжёт наш друг и зять Рафаэль Некталов, – торжественно объявил Эльнатанов. – Не удивляйтесь, раз ваша супруга Мира родом из моей махалли, значит вы наш домот, – внес ясность Рафаэль и посадил меня на почётное место.
“Это – Ханука!”. У такого необычного названия дня есть свое символическое объяснение и, видимо, в этом последнем ханукальном дне заключена в особой полноте вся суть.
Как я недавно выяснил, трапеза на Хануку совсем не так важна, и в ней нет никакой необходимости.
Трапеза не так уж и нужна?!


Этот тезис не для бухарских евреев.
Майя приготовила столько вкусных вещей, а к финалу угостила таким ароматным пловом (с кишмишем), что я забыл о всех диететических стандартах, предписанных мне доктором Ритой Голдвуг, и полностью погрузился в гурманство, получая огромное удовольствие от каждой ложки целебного блюда.
Ариэль Эльнатанов, которому всего 19 лет, является машгияхом местной общины. Он студент второго курса факультета экономики, отделения туризма. Как приятно видеть в Бухаре дом, где растут трое детей: старшему 19, и девочкам помладше Одаян – 16, а ее сестренке Дине –12.
– Мой старший сын Соломон живет и работает управляющим заводом оборонного назначения в Ришон Ле Ционе, в Израиле. Дочь Сара тоже в Израиле, и работает в мэрии Хулона, в отделе абсорбции. А мы – здесь. Любим Бухару, наш дом, все, что связано с ним, с синагогой. Кто-то же должен встречать гостей из Америки, – пошутил Рафаэль и поднял тост за родной Узбекистан.
Что же в эти дни следует делать обязательно?
Славить Всевышнего и зажигать светильники в память о знаменитом чуде, случившемся с кувшинчиком храмового масла, ставшим символом Хануки.
Мы прочли благословения, и мне предоставили честь зажечь все восемь свечей Хануки, не в Нью-Йорке, не Ташкенте, а в родной Бухаре.
Рафаэль Некталов