THE BUKHARIAN TIMES

10 января на сцене Scandinavian House (58 Park Avenue, Manhattan) Народный артист Украины Георгий Мельский представил поэтико-музыкальный моноспектакль “Мост к Бродскому” (постановка Романа Виктюка). Он посвящен жизни и творчеству великого Иосифа Бродского. Участники видели в спектакле способ соединить эпохи и миры через стихи поэта, рассказывая о нем и читая его произведения.

Являясь поклонником и Иосифа Бродского, и такого оригинального жанра, как моноспектакль, я сразу же откликнулся на это событие.

Интерес к жанру у меня появился ещё со студенческих лет, когда я, учась в консерватории, познакомился с монооперой Франсиса Пуленка “Человеческий голос”. Она стала для меня поворотным пунктом в понимании современной музыки и драматургии Жана Кокто.

Не скрою, что меня заинтересовала личность Георгия Дмитриевича Мельского, ибо играть моноспектакль и одному пребывать на сцене полтора часа – это требует от актера максимальной самоотдачи и высочайшего профессионализма.

Меня поразил яркий музыкальный талант Мельского, который смог передать все эстрадные стили 20 века сквозь призму стихов Бродского: от городского романса до рока, от баллады до блюза, рэпа и чечетки, которые были представлены на сцене. Как оказалось, актер сам играл на ударных инструментах и поэтому мог точно чувствовать и передать оттенки и характерные особенности эстрадных стилей, которые зарождались и развивались в годы его жизни.

Я полностью согласен с высокой оценкой Давида Маркиша: “…Георгий Мельский своим исполнением помогает нам погрузиться в космическую бездонность поэзии Иосифа Бродского. Это тот редчайший случай, когда, положенные на музыку и спетые, стихи обретают новую, прекрасную жизнь”.

Театр одного актера требует от исполнителя особой концентрации, характера, глубокого проникновения в замысел режиссера.

До начала спектакля, с экрана выступил покойный режиссёр Роман Виктюк, и выразил, со свойственной ему асоциальностью и поэтикой, свою огромную любовь к творчеству Бродского.

– Я многие годы сотрудничал с Романом Виктюком, с которым нас объединяет общая любовь к поэзии Бродского, – сказал мне после концерта Георгий Дмитриевич.

Актер появляется на сцене с чемоданом на роликах. Вешалка, шляпа, пальто – все это вносило в спектакль какую-то, я бы даже сказал, чеховскую атмосферу. Мне были близки тональность повествования, сдержанность, умение не просто выдержать паузу, а передать в эти минуты философское раздумье. И все это на фоне звуков природы, фотокадров из жизни современников Бродского – Довлатова, Барышникова, советских иммигрантов той волны, пронзительной музыки.

Надо было видеть, с каким упоением воспринимали спектакль зрители. Нас было немного в этот зимний, холодный вечер: в Нью-Йорке лил дождь, ехать в Манхеттен из Бруклина или Квинса непросто. Но те, кто пришли, были вознаграждены встречей с уникальным актером, певцом и музыкантом и чудесным спектаклем в интерпретации гениального Виктюка.

Я сидел рядом с поэтессой Анжелой Боруховой, которая единственная в русскоязычной общине Нью-Йорка создает моноспектакли на свои стихи и смело выступает перед своими поклонниками. Я ее специально пригласил на этот спектакль, потому что считал, что ей, как никому другому, было бы интересно познакомиться с тем чудом, которое сотворили два влюбленных в поэта Бродского единомышленника: Виктюк и Мельский.

Анджела Борухова:

– Что я знала о поэте Бродском? То, что и все. С. Довлатов, М. Барышников и Бродский приехали в Америку в примерно одно и то же время по политическим причинам. Поэт был осужден на родине за тунеядство, за вредное влияние на молодёжь, выслан из родного Ленинграда с обязательным привлечением к труду сроком на 5 лет. В ссылке он пробыл полтора года, где он окончательно сформировался как поэт.

Бродский – лауреат Нобелевской премии…

Признаюсь, что у меня дома нет сборника его стихов. И к поэзии я отношусь потребительски. Если ее нельзя спеть, то я не трачу на неё время. Не моё. Я считала, что Бродского петь нельзя и что даже для понимания, во время прочтения его стихов, тоже не всегда прост. Поэт труден для запоминания и чтения вслух, потому что гениален.

До похода в театр заинтересовалась Георгием Мельским: режиссёр, актёр, певец, боксёр (!), музыкант, кинодокументалист, уроженец Украины. Окончил Киевское музыкальное училище и Хабаровский институт культуры. В 1982 году сменил финансово стабильный статус инженерно-технического работника одного из киевских предприятий на статус актера мало кому известной в то время еврейской музыкальной группы “Фрейлехс” при Биробиджанской филармонии…

Когда вышел на сцену актер, повесил на вешалку шляпу, снял пальто, присел на стул, стало сразу понятно, что мы станем свидетелями чего-то особенного, личного и проникновенного. Он подошел к микрофону и задумчиво смотрел в зал почти минуту. Не возможно забыть эту паузу! Созданный им моноспектакль “Мост к Бродскому”, сотканный из поэзии и музыки, пролетел, как мгновение. У меня почему-то участилось дыхание и стало глубоким. Мне воздуха становилось мало. Это дыхание восторга. Я не могла надышаться волшебством стихов, которые принадлежали к другому миру, я бы сказала, к другому измерению жизни, где всё иначе. Там другое мироощущение. И вдруг откуда–то появлялась музыка, четко подобранная к ритму строк этой поэзии. Я не знаю, была ли эта музыка продолжением этой поэзии или она была этой самой поэзией. Речитатив, который вот сейчас переходит в пение, жесты, ритм…

Неужели я слышу пение стихов Бродского?

Мне всё понятно, я сама не верила, что понимаю это. Экран передавал визуальные образы моментов жизни поэта, о которых читались стихи и пелись не песни, а произведения, текущие непрерывно, переходящие снова в речитатив. Нет, это не просто талантливо. Это Космос, это то, что спустилось Свыше. И в то же время в музыке что-то родное, знакомое, любимое, прекрасное. И только после спектакля я узнала, что автор музыкального сопровождения – великий композитор и певец А.Б. Градский.

Бей в барабан на своём доверии!

К ножницам, в коих судьба материи скрыта.

Только размер потери и делает смертного равным Богу.

Это суждение стоит галочки даже в виду обнаженной парочки.

Бей в барабан, пока держишь палочки, с тенью своей маршируя в ногу.

Перо бессильно, чтобы описать водопад восторга, падающего на тебя с поэзией Иосифа Бродского, музыкой композитора Александа Градского, игрой Георгия Мельского и постановкой Романа Виктюка. Это надо прожить вместе с актёром и зрителями в зале.

***

Творчество поэта Иосифа Бродского в свое время вдохновило других режиссеров, которые поставили моноспектакли “Лица необщим выраженьем”, “Речь о пролитом молоке”. По мнению литературоведов, стихи Бродского (например, “Памятник Пушкину”) обладают яркой музыкальностью и драматургией, что делает их идеальными для сценического воплощения. И моноспектакль Романа Виктюка в исполнении Григория Мельского – тому яркое подтверждение.

После представления мы прошли в гримерную и горячо благодарили Георгия Дмитриевича за прекрасный спектакль, ставший для нас великолепным новогодним подарком от Маэстро. Предложили показать “Мост к Бродскому” в Квинсе, ближе к весне.

Рафаэль Некталов

Главный редактор The Bukharian Times

Фото автора