THE BUKHARIAN TIMES

Эта неделя выдалась на редкость щедрой: в Душанбе один за другим стали приезжать известные в общине бухарских евреев люди, имена которых на слуху в Нью-Йорке и Израиле.
В этот раз гостями таджикской столицы стали Берта и Моше Сезанаевы, мои соотечественники, иммигрировавшие в США 30 лет тому назад.
Моше Сезанаев – известный общественный деятель, который ярко проявил себя во время гражданской войны в Таджикистане в конце 20 века. Он помог репатриироваться в Израиль многим бухарским евреям. Эмигрировав в США, М.Сезанаев вместе со своими соотечественниками создали первыми в общине благотворительный фонд «Таджикистан», который стал примером для других подобного рода организаций, деятельность которых направлена на поддержку еврейских кладбищ на родине.


Его супруга, Берта Сезанаева-Бадалбаева приходится дочерью народной артистки Таджикистана Барно Исхаковой и отличается прекрасными вокальными данными. Кроме этого, ее отличает литературный талант, искусство художественного чтения.


О том, что в Душанбе прибыла чета Сезанаевых, мне сказал 12 мая наш главный редактор. Узнав об этом, мы вместе Юрием Юнатановым, нынешним председателем таджикской религиозной общины, который приступил к исполнению своей деятельности сразу же после назначения, несказанно обрадовались.
Нам сообщили, что гости находятся в Академическом театре оперы и балета имени Садриддина Айни, и мы, бросив все дела, направились туда. Там мы встретили не только чету Моше и Берты Сезанаевых. Всего приехали в Душанбе 6 человек. Моше и Берта, дочь Неля, сын Гарик Сезанаевы, их друзья Мая и Алик Некталовы.
Я обратился к Берте Сезанаевой с просьбой дать интервью. Она любезно согласилась.
Моше Сабиров: Добро пожаловать! Хуш омадет, мехмонхои азиз! Как вы добрались?
Берта Сезанаева: Ташаккур! Рахмат! Признаться, поездка не планировалась, но когда мы узнали о том, что в Таджикистане проходит International Festival-Symposium SHASHMAKOM, решили приехать, так как находились в это время недалеко, в Самарканде. Мы взяли машину и через Пенджикент приехали в Душанбе. Слава Б-гу, успели!

  • Как давно вы покинули родину?
  • 30 лет назад!.. Здесь было все так красиво! Надеюсь, что столица стала еще краше. Проезжая Пенджикент и другие города на пути к Душанбе, я порадовалась тому, какие изменения произошли в Таджикистане за эти годы. Пока ещё не успела посмотреть полностью Душанбе. Но увиденное из окна автомобиля впечатляет!
    Я рада, что смогла оказаться на родине именно в этот день! Для меня 12 мая – знаменательная дата: день рождения моей мамы, народной артистки Узбекистана, лауреата премии им. Рудаки Барно Исхаковой. Я думаю, что это совпадение не случайно: так увековечил Имомали Рахмон, президент Таджикистана, большой поклонник макомного искусства, свое почтение к ее уникальному таланту. Не случайно выдающийся таджикский публицист и ученый Ицхак Мавашев назвал Барно Исхакову «Левичаи занхо».
  • Как вам нравится ваш родной город через 30 лет отсутствия в нем?
  • Да, это мой родной город. Он прекрасен, как и прежде! Как и вся страна в целом. Я въехала в неё со стороны Пенджикента – города на границе с Самаркандом.
    Хорошо в Таджикистане,
    Приезжайте, друзья,
    погостить,
    А понравится вам
    в нашем крае,
    Оставайтесь работать
    и жить!
    Помните эту песню?
  • Конечно! Ее исполняла легендарная Шоиста Муллоджанова.
  • Помню, я пела эту песню в школе, когда к нам в школу приезжали гости из разных стран. И вот, спустя 30 лет, вместе с семьёй оказалась на их месте, попав в объятия встреч на границе Таджикистана, где нас на двух машинах тепло встречали господин Тоҷидин Пиров и его ребята с добрыми улыбающимися глазами и приветствиями.
    Это было 12 мая, в день рождения моей мамы.
    По телефону ученик моей мамы народный артист Таджикистана, Авзалшо Шодиев приветствует нас и объясняет, что билеты готовы и что фестиваль Шашмакома начнётся в 3 часа дня, значит, мы приедем вовремя. Так и было.
    На улице, у входа в Театр оперы и балета имени Садриддина Айни, нас встретила тёплыми рукопожатиями делегация руководителей, – те, кто с теплотой вспоминали о высоком профессионализме моей мамы Барно Исхаковой, утверждая, что такой, как она, больше не будет.
  • Ваша мама Барно Исхакова была наставницей целого поколения певцов-макомистов. Вы встретились с ними?
  • Конечно! Меня обняла Мастона Эргашева, народная артистка Таджикистана, круг встречающих пополнялся. Боже! Я вспомнила и обнимала их со слезами на глазах. Ведь со многими из них мама знакомилась на дому, а они уже сами все народные и заслуженные артисты Таджикистана, у которых выросло немало собственных учеников.
  • Какое ощущение оставил сам концерт?
  • Очень сильное! На огромном киноэкране показали портреты Барно Исхаковой, Шоназара Сохибова, Фазлиддина Вахобова, Нерьё Аминова, Боймухаммада Ниёзова. На фоне классической музыки читались стихи о Шашмакоме и плавно, в красивых костюмах танцевали стройные девушки. На заднем плане стоял отдельно ансамбль макомистов с чистыми звонкими голосами. Они пели маком «Наво».
  • Фестиваль начался 10 мая.
  • Я присутствовала на концерте, который проходил 12 мая. Выступали со сцены родного театра певцы и музыканты из Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирана, Узбекистана и Таджикистана. Чувствовалось, что каждый из участников старался отстоять честь своей страны. Национальные костюмы, песни, танцы…
    На сцене – азербайджанская певица Sari Gel – исполнительница мугама с чистыми звонкими трелями в голосе. Спела на «бис».
    В красочном костюме на сцену вышел молодой певец из Туркменистана. Он исполнил таджикскую песню «Мухаббат» на трёх языках, завершив на высокой, прекрасной, чистой ноте и на «бис» повторив последний куплет вместе со зрителями…
    Выступающих было много. Меня до слёз тронуло выступление молодого таджикского певца Хуршеда Иброҳимзода, который спел классическую песню «Он сиях» из репертуара моей мамы, с мягким звучанием голоса, со своеобразными нюансами в диапазоне и непринуждённостью исполнения. Жаль, что он спел только одну песню. За кулисами я подошла к нему с благодарностью, подарила корзину цветов, и был сделан памятный снимок.
    Каждый ансамбль в конце вечера был награждён дипломом и памятным подарком.
    С благодарностью выступила министр культуры Таджикистана Матлубахон Амонзода Сатториён, которая потом подошла к нам в фойе зала и тепло приветствовала нас.
  • У вас есть ностальгия по родному городу?
  • Конечно! Здесь прошли моё босоногое детство, юность… Душанбе оставил незабываемое, неизгладимое впечатление, расцвёл, пустил корни и вширь и ввысь. Такие красивые сооружения, такие масштабы работ, покорение, казалось бы, недоступного, что хочется кричать «Браво!», «Браво!», «Браво!».
    Спасибо за гостеприимство! За память! За преданность! Хочу обратиться ко всем своим землякам: приезжайте! Насладитесь этой красотой и добрыми улыбками наших соотечественников!
  • С кем вам удалось встретиться ещё?
  • На протяжении следующих дней были прекрасные встречи с большим другом нашей общины в Америке экс-послом Таджикистана при ООН господином Рашидом Алимовым, с народным артистом Таджикистана Ҷўрабеком Муродовым в прекрасном доме Тоҷидина Пирова и его очаровательной супруги Назиры, где царила атмосфера тепла. Там мы все вместе с Ҷўрабеком и Авзалшо Шодиевым, певицей Шабнам Тоҷиддиновой исполнили песню «Бе вафо ёрам»! И даже Рашид Алимов вдохновился и включился в наш квартет, чем очень удивил нас. Затем не могла не запеть сольно я сама!
    Танцы, юмор, беседы, воспоминания, простота и чистота душ и сердец не имели границ. Это продолжалось и в Самарканде, и в Ташкенте буквально до трапа самолёта.
    Спасибо всем и за всё!

Я пообщался с друзьями Берты Сезанаевой.

Мая Некталова, Нью-Йорк: Я даже не предполагала, что в Душанбе многочисленные ученицы Барно Исхаковой помнят и так любят её дочь Берту Сезанаеву! Берту встретили с таким дружелюбием, окружили вниманием и приглашали к себе домой! Многие дружно пришли, чтобы отдать дань памяти и поприветствовать дочь легенды таджикского шашмакома на родной земле.
Министр культуры Таджикистана, уважаемая Матлубахон Сатториён, узнав Берту, сразу же подошла к ней, обняла, как родную сестру, и сообщила ей, как здесь любят, помнят и ценят творчество Барно Исхаковой и других корифеев Бухарского Шашмакома, которые творили в Таджикистане до своего отъезда в Израиль и США. В заключение она подарила Берте роскошный букет и сказала, что для приехавших дорогих гостей здесь двери всегда открыты!
Афзалшо Шодиев, народный певец Таджикистана, Душанбе: Мы помним, чтим память о Барно Исхаковой, ценим тот вклад, который внесла наша уважаемая землячка в развитие классического музыкального наследия таджикского народа! Это никогда нами не забудется, ибо её исполнительское мастерство, записи её выступлений на Таджикском радио и телевидении будут изучаться, передаваться из поколения в поколение.


Он пригласил всех в ресторан.
Неля Сезанаева: Спасибо большое за приглашение! Я бы хотела ещё раз послушать те слова, который сказал Ҷахон ака, участник фестиваля «Шашмаком».
Ҷахон-ака: Ахтари тоҷик будан Барно Исхокова аз ту баст! Она является короной искусства! Когда она поёт Шашмаком, из её уст словно мёд льётся!
Неля Сезанаева: Спасибо всем большое!
Гарик Сезанаев: Я давно не видел такой счастливой и творчески вдохновленной мою маму! Она помолодела на 20 лет! Это здорово, что мы все вместе вернулись в родные места почти через треть века!

Моше Сабиров. Продолжение следует