С 18 по 25 июля Рафаэль Некталов, главный редактор газеты The Bukharian Times, координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, находился в Германии. Он посетил Лейпциг и Дюссельдорф.
Лев Борщевский взял у него интервью.
– Рафаэль Борисович, Вы недавно находились в Испании, вернулись в Нью-Йорк, а затем сразу отправились в Германию. С чем связана ваша поездка?
– Устоз Эзро Малаков, наш наставник, педагог и музыкальный просветитель, попросил меня связаться с проживающей в Лейпциге семьей выдающегося музыканта-виртуоза, истинного знатока Бухарского Шашмакома Ари Бабаханова, чтобы познакомиться с его архивом, фонотекой и привезти архивные материалы для изучения и публикации.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Левича Бабаханова. 125 лет назад родился его сын Моше, а его внуку, Ари Бабаханову, 90 лет.


В связи с этими датами появился проект, посвященный изучению наследия династии макомистов Бабахановых. В этой работе приняли участие президент Конгресса бухарских евреев США и Канады Борис Кандов, президент Фонда им. Ицхака Мавашева – Институт по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре Давид Мавашев, известный певец, композитор, поэт и музыкальный просветитель, шоумен, большой патриот бухарскоеврейской культуры Юхан Биняминов, главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев, молодой исследователь истории и культуры бухарских евреев Эли Тахалов.
– Вы встречались с Ари Бабахановым ранее?
– Да, это было еще до эмиграции в Америку, а позже, в 2010 году, вместе с поэтессой Басей Малаевой, мы организовали в зале Еврейского музея Вены «Маллаевские чтения», на которые он был приглашён в качестве друга и коллеги Ильяса Маллаева. И тогда, слушая его виртуозное исполнение на кашгарском рубабе, я восхищался его техникой и высочайшей музыкальностью. Не у всех это совпадает.


Ари Бабаханов родился в 1934 году в семье потомственных бухарскоеврейских певцов и музыкантов. Его дед – знаменитый Леви Бабаханов (1974-1926) был певцом при дворе последнего бухарского эмира Алим-хана. Отец, Моше Бабаханов (1909-1983) – талантливый певец, инструменталист, музыкальный деятель советской Бухары, что не могло не отразиться на музыкальном воспитании и развитии А. Бабаханова. Я был также знаком с его братом, моим коллегой, музыковедом Борисом Бабахановым (1940-1985), автором уникального исследования, посвященного творчеству Левича Хофиза Бабаханова.


– Какое впечатление произвела на вас личная встреча с Ари Мошеевичем Бабахановым?
– Колоссальное! Он совсем не выглядел так, словно ему 90! Ари Бабаханов – волевой, харизматичный, пользующийся компьютерами, практикующий музыкант. Он в курсе всех музыкальных событий, которые происходят в мире Бухарского шашмакома, следит за новыми записями певцов и музыкантов. Дает уроки на расстоянии, консультирует многих специалистов, которые постоянно обращаются к нему из Таджикистана, Узбекистана, США, Германии, Израиля.
Он мне чем-то напомнил самого Эзро Малакова, а также Арона Аронова и Роберта Пинхасова, которые, невзирая на свои годы, активно занимаются творческой деятельностью.


После общения с Ари Бабахановым, я открыл для себя заново гениального, многогранного музыканта, большого, истинного знатока Бухарского Шашмакома, который способен подтвердить, аргументировать каждое свое суждение теорией и практикой макомата! Ведь в отличие от своих именитых предшественников – Левича и Моше Бабахановых, Ари-ака закончил Ташкентскую консерваторию в 1959 году и умеет записывать и анализировать музыкальную форму макомов, поражая своими тонкими, важными, концептуальными наблюдениями практикующего макомиста. Прибавим ко всему этому, что он и композитор, автор песен, инструментальных произведений, которые по сей день исполняются в Узбекистане.
Одним словом, Ари Мошеевич заставил меня заново пересмотреть мои взгляды на многие положения, связанные с историей музыки, традиционным исполнительством, записями Бухарского Шашмакома, его личным прочтением, интерпретацией, критическим анализом музыкальных текстов, записанных в течение ста лет выдавшимися исследователями народной музыки Успенским, Шахобовым, Бабакуловым, Раджаби.


Я об этом напишу специальную статью и опубликую ее в одном из ближайших номеров нашей газеты.
– Чем занимается Ари Бабаханов в Лейпциге?
– С приездом в Германию музыкант продолжил свою деятельность по сохранению и изучению Бухарского Шашмакома. С 2002-го года он стал сотрудничать с доктором музыковедения Ангеликой Юнг из Веймара, которая хороша знакома нашим читателям по своим исследованиям в области Шашмакома. Она бывала в Нью-Йорке, близко знакома с нашими певцами и музыкантами. В 2010-ом году она выступила издателем книги Ари Бабаханова «Бухарский Шашмаком», в которой изложена полная версия цикла.


Ари Бабаханов вместе со своей дочерью Сусанной Бабахановой, педагогом Лейпцигской государственной музыкальной школы (там обучается несколько тысяч юных пианистов!) участвуют во многих концертах, которые проводятся как в Лейпциге, так и за его пределами. Бабаханов исполняет на этих концертах не только макомную музыку, но и произведения европейских и советских композиторов, в частности особым успехом пользуется «Танец с саблями» А. Хачатуряна.
– Чем закончилась ваша встреча с Ари Мошеевичем?
– Мы с ним обсудили возможность публикации его исследований в Америке, проведения его мастер-классов во время «Недели культуры и искусства бухарских евреев Америки». Он мне дал некоторые рукописи Левича Бабаханова, написанные им на бухарскоеврейском языке, которые я передам для описания и исследования раввину Баруху Бабаеву и Давиду Мавашеву. Также есть смысл опубликовать в Америке дипломную работу Бориса Бабаханова. Но самое главное – нужно раскрыть, изучить, осмыслить вопросы, связанные с участием бухарских евреев в музыкальной культуре народов Средней Азии не только как ярких и неповторимых исполнителей, но и как создателей музыки. Я намерен издать все музыкальные сочинения Ари Бабаханова – песни, инструментальные произведения. А также написать брошюру «Беседы с Ари Бабахановым», чтобы от его лица поведать историю развития нашей музыкальной культуры.
Я хочу выразить большую благодарность Давиду Мавашеву, Юхану Биняминову за поддержку моего визита в Лейпциг, который был так важен мне, как музыковеду, и позволит рассказать о деятельности гениального музыканта, композитора, музыковеда, исследователя Бухарского Шашмакома Ари Мошеевича Бабаханова.